О школе
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Ветлянская средняя общеобразовательнакя школа" Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области (МОАУ "Ветлянская СОШ")
История школы
Первая школа в селе начала строиться одновременно с церковью, купленной в Линевке (там было две церкви) в 1826 году. Атаман Ветлянской станицы Шляпников Иван Иванович обратился к казакам, с предложением пожертвовать на постройку школы кто сколько сможет. Сам же первый пожертвовал. Старченков Алексей Васильевич, позднее раскулаченный, первый хлебороб, кормивший округу пшеничным хлебом, сразу же выделил изрядную сумму. Разумеется, были и другие казаки, но фамилий их никто не помнит. Лес на стройку возили гужевым транспортом. Каждый, кто имел лошадь, получил «норму» на подвоз леса. А руководил всем строительством Монтов Кузьма Ефимович. Он ездил в Линевку сам разобрал церковь, а затем собрал без единого гвоздя. Мастер с большой буквы, он был и столяром и плотником. Ни один дом без него не строился. До сих пор стоит здание школы, построенное его руками. Школа была церковно-приходская, в ней обучались девочки и мальчики. Внутри здание было разделено на две части глухой стеной: женская и мужская части. В классах стояли шестиместные парты. Три учителя вели уроки: священник, урядник и светский учитель. Два класса – такое образование получали в этой школе. Первым попом в селе был Шубин (инициалы неизвестны). Он сам вел уроки и присутствовал на других, тщательно следил за порядком, за тем, как учат и чему. В классе для мальчиков сидел дьякон с розгами. Долгова Клавдия Алексеевна, дочь Старченкова А.В., 1906 года рождения, рассказывала, что писали они на грифельных досках мелом, а у кого был грифель-грифелем. В 1819 году в школе работал Серябриков (инициалы неизвестны) и учительница Анастасия Ивановна (фамилия неизвестна). Их очень любили. Оценки ставили «хорошо и «плохо». После революции в школе организовали 4-х летку. Ученики из бедных семей посещали занятия лишь тогда, когда заканчивалась работа в поле, да если была одежонка. Бывало, бегали в школу по очереди – обуви не было. В голодные годы открывали в школе столовую и кормили бедняков. Для взрослых неграмотных работал ликбез. Учителем был Этманов Семен Иванович.Учебников не хватало. Перо ниточкой привязывали к палочке. Чернила зимой замерзали, чернильницы отогревали за пазухой, а то и дыханием. Тетради шили из газет, использовали старые книги. И между строк выводили буквы. Учитель ходил, смотрел и сразу ставил оценки. Пока дойдет до конца класса – впереди уже начиналась потасовка у мальчиков. Дети есть дети. Учителя были терпеливые, как вспоминает Скрипникова Мария Николаевна, внучка казака Старченкова А.В. Уроков было по четыре. После уроков выезжали в поле собирать колоски, та току работали, бахчи катали, копали картофель. На занятиях сидели в одежде. Было холодно. Полуголодных ребятишек заедали вши. Школа отапливалась кизяком. Технички сами его резали на овцетоварной ферме, сносили его в склад. В классах стояли голландки, обитые жестью. Родители подвозили дрова. 5 классных комнат и учительская не прогревались, хотя технички Е. Колесникова и Евгения Павловна Кудрина начинали топить с 4 часов утра. На классы здание делила дощатая стена, которая поднималась и цеплялась за крючки на потолке, чтобы можно было устраивать праздники. Любимым был Новогодний праздник. Вместо елки привозили из Кривого ольховника ольху, наряжали бумажными поделками и водили хороводы. В 1927-28 годах, как вспоминает Бурлуцкий Дмитрий Федорович, директором школы был Силаев (инициалы неизвестны). В 1941 году открыли еще два класса. Потеснились немного и заняли здание наискосок. Но когда началась война, в это здание был эвакуирован детский дом. Во время войны директором школы была Вовчик (инициалы неизвестны). Долгов Алексей Николаевич, внук казака Старченкова А.В, с большой благодарностью вспоминает свою первую учительницу Щанкину Нину Семеновну, классного руководителя Полякову (Этманову) Александру Серафимовну, Гусеву Дору Львовну – учителя русского языка. Первая учительница запомнилась добротой и лаской, классный руководитель вниманием и отзывчивостью, учитель русского языка строгостью, энергичностью. Сундетов Евгений Исетович был директором школы, учил рисованию, вышиванию. В эти годы работали эвакуированные учителя: Анна Минаевна Шейко, из Волчка приехала Лидия Ефимовна (фамилия неизвестна), Фаина Ильинична и Софья Ильинична (фамилии неизвестны), Фаина Ильинична учила немецкому языку. Было трудно, т.к. она на уроке говорила только по-немецки, и от учащихся требовала того же, Бобенышева Екатерина Андреевна – математик, Кондратьева Екатерина Михайловна, Сугакова Екатерина Михайловна – начальные классы.Александра Григорьевна Долгова и Раиса Максимовна Морковская были подругами. Александра Григорьевна Долгова и Петр Алексеевич Вершин создали учительскую семью, но счастье было недолгим. Вершинин П.А. погиб на войне. Полякова (Этманова) Александра Серафимовна, к счастью, вернулась с войны в родное село, в родную школу. Андреева Валерия Прокофьевна, Кулаковы Ольга Ивановна и Антонина Ивановна, Шлеины Татьяна Петровна и Петр Осипович. Татьяна Петровна вела в то время (50-е годы) русский язык и литературу вспоминает Шляпникова Валентина Григорьевна, учитель, работала завучем. Однажды в школу приехал из района инспектор Дронов. Он лично проверял навыки постановки знаков препинания при прямой речи. Валентина Григорьевна как хорошая ученица, к счастью учителя, к всеобщей радости, успешно справилась с заданием, о чем помнит и сегодня. Учителя жили материально бедно, но богато духовно. Директор школы Биджиев А.Л., Полякова Лидия Ивановна были очень энергичными людьми. Зав. РОНО в Буранном была Гусева Дора Львовна, а из области с проверкой приезжал Кунин. Учителя на августовские конференции выезжали всем коллективом в Буранное, жили там по пять дней на квартирах у местных жителей. Днем слушали доклады, делились опытом, а вечерами смотрели концерты, кино. Дора Львовна умело руководила кадрами, поддерживала талантливых учителей, была требовательной. В 1964 году была построена новая школа. Здесь сложился дружный работоспособный коллектив: Пронкеева (Чигвинцева) Галина Степановна, Шляпникова Валентина Григорьевна, Спехин Александр Артемович, Дубровина Антонина Михайловна, Деревянко Антонина Алексеевна, Шляпникова Валентина Григорьевна, Шляпникова Тамара Ивановна, Шляпникова Галина Михайловна, Гладкова В.Ф., Кандалова Роза Яковлевна. Позже пришли работать Андреева Валентина Ивановна, Андреев Александр Алексеевич.Была выработана система образовательной и воспитательной работы. Школа не затихала до вечера: две смены, вечера. Комсомольцы, пионеры и октябрята буквально жили в школе, за десять лет существования в школе проведено много интересных творческих дел, особенно любили дети отдыхать все лето в лагере труда и отдыха. Каждый поток - 2 недели, дети круглосуточно жили в лагере. Лучшие из лучших ездили в «Артек», «Орлёнок». Запомнились музыкальные перемены, на которых пели учителя и ученики, работал школьный радиоузел.Современная школа сдана в эксплуатацию в 1973 году, 15 ноября (Историческая справка "О переименовании школы"). Первым директором был Тюменбаев Каиргалий Амангалиевич, Отличник народного образования, ветеран труда, имеет медаль «За добросовестный труд». Его педагогический стаж 39 лет. Завучем школы в течение 20 лет была Чигвинцева Галина Степановна, отличник народного просвещения. Прекрасный коллектив, творческий, работоспособный поселился в этом здании. Коллектив пополнялся молодыми кадрами: Андреева М.А., Ургузбаева А.С., Дычко Л.И., Барабанов А.Д, Баженова В.И., Тырышкина О.М., Кривохижина В.Ю, Амантурлиева Б.Ш, Кривохижина Л.И, Кривохижина С.П. Влились в коллектив новые люди: Долгова А.В., Мазалова, Болдырева Ю.В., Т.В., Куанова С.А., Петров А.Л., Чернова О.В. Андреева Е.А. Дуйсенгазин Р.С. 50% из названных учителей - выпускники нашей школы. В школе три Отличника народного просвещения: Шишкин Ю.С., руководивший школой более 30 лет и сделавший ее одной из лучших в районе; Тюменбаев К.А., Спехин А.А. Первую категорию имеют 14 учителей, вторую – 7, высшую – 4. Систематически работают 6 методических объединений, координирует эту работу завуч школы.Во всех МО действуют творческие микрогруппы, решаются педагогические задачи.Оформление кабинетов, их оснащенность необходимой литературой, ТСО, наглядность, дидактический материал – все способствует повышению качества преподавания того или иного предмета.Кружки, секции, факультативы, клубы дают учащимся возможность выбрать занятия по интересу. Осуществляется преемственность между детским садом и школой, между средними и старшими звеньями, обучением и воспитанием. Эту работу курирует завуч Ургузбаева Амина Саиновна.В школе работает «Республика юных патриотов» с президентом во главе - учащимся старших классов.Огромную поддержку школе оказывает Ассоциация выпускников, возглавляет которую Панкеев В.В. С 2003 года директором школы является М.А. Андреева. Этот энергичный, деятельный человек успел многое сделать. Болеющая всей душой за школу, Мария Александровна смогла убедить коллектив участвовать в конкурсе на Президентский Грант. Она знает, что такому коллективу все по плечу!Село наше небольшое, но у него богатая история. 175 лет прошло с той поры, когда по указу царя Александра I 17 семей красноуфимских казаков основали на западной границе крепости «Илецкая Защита» форт-пост, которому дали название Ветлянка. Благодаря своему историческому, культурному и социальному наследию, село имеет свое лицо, свой неповторимый облик. Село образуют 6 улиц, в центре расположена красавица-школа, утопающая в зелени и цветах. Рядом – здание администрации села и местного хозяйства, почта, СДК, сельская библиотека, магазины. Издали привлекает взор здание детского сада «Калинка».Двухэтажное здание школы, привлекает своим красивым фасадом, обновленным двором. Взоры притягивают густые ряды акаций, аккуратно и со вкусом остриженные, цветочные клумбы на крыльце школы, белоствольные березки. Пришкольный участок, расположенный с внутренней стороны двора, снабжает школьную столовую различными овощами и ягодами. Добротная спортивная площадка, современно оборудованный тир на территории школьного двора – гордость школы.
Образование и формы обучения
Форма обучения очная
Общее образование может быть получено в форме семейного образования.
Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в Учреждении.
Возможно использование сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Программа развития
Образовательные программы являются нормативно-управленческим документом, определяющим с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой - характеризующим специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления учебным заведением.
Образовательные программы МОАУ "Ветлянская СОШ" на 2022-2023 учебный год ориентированы на удовлетворение актуального запроса потребителей образовательной услуги, составлены с учетом возрастных особенностей и интеллектуальных способностей обучающихся.
Образовательные программы опираются на принципы государственной политики Российской Федерации в области образования; на государственные образовательные стандарты для основного общего и среднего общего образования.
Главной целью образовательных программ школы, реализуемых в 2022-2023 учебном году является создание образовательного пространства для воспитания и развития образованной, социально активной, духовно-нравственной личности, обладающей высокой культурой, стремящейся продолжить образование и быть готовой жить в современном обществе.
Реализация цели образования осуществляется на основе введения в учебно-воспитательный процесс новых методик и технологий обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний и навыков, создания условий для максимального раскрытия индивидуальных способностей обучающихся.
Образовательные программы определяют ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития школы, задают основные направления развития, способы и механизмы изменений.
Телефоны "горячей линии" по вопросам организации горячего питания:
83833534234- директор МОАУ "Ветлянская СОШ " Андреева Мария Александровна
8(35336)2-20-50 - УО Соль-Илецкого городского округа:
8(3532) 34-26-03 - Министерство образования Оренбургской области:
понедельник, вторник: 09:00-13:00 и 14:00-17:00
Курамысова Елена Васильевна., главный специалист министерства образования